Психологическая помощь

психологическая помощь on-line ….

Задать вопрос

Резидуальный бред

Эта форма бреда не имеет в психиатрии однозначного толкования. В повседневной практике термином «резидуальный бред» психиатры обозначают бредовые идеи, еще остающиеся у больного после того, как основная часть бредовых расстройств подв рглась редукции, т.е. здесь подрезидуальным бредом подразумевают неполностью исчезнувший бред. Обычно такой бред колеблется в своей интенсивности и сочетается с легкими аффективными нарушениями; реже такой бред остается в форме моносимптома, не меняющегося в своей интенсивности и содержании. В других случаях термин «резидуальный бред» используется для обозначения тех бредовых расстройств, которые остаются у больного после того, как у него проходит психоз, основой которого является состояние помраченного сознания, не сопровождаемое полной амнезией: делирий, онейроид, сумеречное помрачение сознания с бредом и галлюцинациями. В этих случаях содержанием резидуального бреда являются события, отражавшие бредовые и (или) галлюцинаторные расстройства, существовавшие в период помрачения сознания.

Так, больной, перенесший делирий, при котором зрительные галлюцинации имели своим содержанием сцены измены жены, по миновании психоза остается в твердом убеждении, что она ему действительно изменяла (резидуальный бред супружеской неверности), хотя к ост льным симптомам бывшего у него делирия появляется достаточно критическое отношение. Первое время такой резидуальный бред может сопровождаться аффективными реакциями, например, в форме раздражения и злобы по отношению к жене, но затем аффективный компонент достаточно быстро исчезает, хотя бредовая убежденность продолжает оставаться. Резидуальный бред в подобных случаях меняется лишь в сторону своего упрощения, а затем нередко полностью проходит. Иногда это происходит внезапно — бред исчезает, как исчезают при пробуждении от сна бывшие у индивидуума сновидения; иногда исчезновение происходит постепенно.Бредовые идеи требуют дифференциального диагноза с ошибочными суждениями, сверхценными идеями и навязчивостями.
Многие психиатры считают, что различия, существующие между бредом и ошибочными суждениями, отличаются четкостью и определенностью, позволяющи и проводить надежное разграничение между этими двумя феноменами. Вместе с тем основной признак ошибочных суждений — их доступность коррекции, существует не во всех случаях. В частности, это можно видеть на примере религиозных и некоторых других ошибочных суждений. Подобные ошибочные суждения могут лишь усилиться под влиянием разубеждений. Нередко ошибочные суждения подчиняют себе все поведение индивидуума. Существует немалое число очень крупных психиатров, придерживающихся мнения, что между ошибочными суждениями и бредом не существует четких границ. J. Seglas первым подчеркнул этот факт. Его ученик Gelma, поставивший себе задачей найти четкие различия между бредом и заблуждениями, пришел к выводу, что это очень сложно и подчас невозможно.

Бред и сверхценные идеи могут быть четко разграничены не во всех случаях. Главные признаки, характеризующие сверхценные идеи — их психогенная обусловленность, психологическая понятность, исходящая из переживаний и ситуации, их содержание, отражающие опа ения, желания и стремления личности, — встречаются и при бреде. В ряде случаев (по аналогии с психически провоцированными эндогенными депрессиями), можно говорить о психической провокации бреда, который в этом случае может, особенно первоначально, иметь все признаки, характерные для сверхценных идей. Примером служит развитие сутяжного бреда после действительной серьезной несправе ливости, допущенной в отношении больного, или бреда супружеской не ер ости после того, как брачный партнер действительно совершил измену. Ряд психиатров считает, что между сверхценными идеями и настоящим бредом существуют переходные состояния. Относится ли данное расстройство к сверхценному образованию или же к бреду, во многих случаях с достаточной уверенностью можно определить лишь на основании длительного наблюдения больного.

Дифференциальный диагноз между бредом и навязчивыми явлениями возможен, пожалуй, почти всегда. Отсутствие критического отношения к навязчивости возникает лишь на высоте ее развития и, как правило, кратковременно. Во всех остальных случаях «я» больного с навязчивыми расстройствами так или иначе им противоборствует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>