Психологическая помощь

психологическая помощь on-line ….

Задать вопрос

Сила «остранения»

Психологи утверждают, что мы начинаем смотреть на мир свежим взглядом, когда и в мыслях, и в восприятии отходим от привычных стереотипов.Психологи утверждают, что мы начинаем смотреть на мир свежим взглядом, когда и в мыслях, и в восприятии отходим от привычных стереотипов. Франсиско Варела—ученый, занимавшийся когнитивистикой психологией, — считал, что для развития способности вглядываться в суть вещей необходимо «приостановить привычный поток сознания и отстраниться от обычных мыслей». Он назвал такую «приостановку» первым и основным шагом в развитии познания.
Выдающийся физик Дэвид Бом часто повторял: «Обычно мысли властвуют над нами, а не мы над ними». Приостановка не требует ни разрушения уже существующей у нас модели восприятия (да это было бы и невозможно при всем нашем желании), ни отказа от нее. Скорее, для подобного «сдерживания мыслей» понадобится «вывесить перед собою собственные умозаключения и гипотезы», как советовал делать Бом. Поступая таким образом, мы начинаем замечать, что привычные мысли и умственные построения, или так называемые «ментальные модели», — всего лишь продукт нашего собственного сознания. И по мере того как мы вникаем в их природу, стереотипы восприятия оказывают все меньшее влияние на то, что мы видим. Приостановка позволит нам «увидеть то, что перед нами».
В чем заключаются «приостановка» и «остранение», человеку легче понять физически, нежели концептуально. Простейшее физическое упражнение дает нам возможность ощутить суть этих приемов. Упражнение начинается с того, что вы опускаетесь на стул и держитесь за края сиденья. Затем сжимаете руки сильнее. Можно даже представить, что вы находитесь в невесомости и если разожмете руки, то потеряете стул и уплывете в пространство. Обратите внимание, что чувствует тело, когда вы крепко держитесь за стул: ваши руки, плечи, спина, живот и шея находятся в напряжении. А теперь отпустите стул. Мышцы расслабились? Мы так же скованы привычным образом мыслей, а когда перестаем за них цепляться, как за стул, на котором сидели, автоматизм восприятия действительности разрушается. Возможно, это не произойдет мгновенно, но мы уже высвободили энергию, которую тратили на то, чтобы держаться за стереотип.
Начав развивать в себе способность к «остранению», мы тотчас сталкиваемся «со страхом, осуждением и метаниями разума» — все эти явления Майкл Рей назвал «внутренним цензором, или голосом здравого смысла». Курсы по развитию творческой активности, созданные Реем при Стэнфордекой школе бизнеса, чрезвычайно популярны. Он начинает их с трех утверждений: 1) творчество «необходимо для здоровья, счастья и успеха во всех областях жизни, включая бизнес»; 2) «творческое начало заложено в каждом человеке»; 3) несмотря на то, что это начало есть в каждом из нас, «оно подавляется голосом здравого смысла».
Когда Отто и Джозеф брали интервью у Рея, тот припомнил «Project Zero» («Проект ноль») — гарвардское исследование Говардом Гарднером умственных способностей детей младшего возраста. Программа предполагала изучение и более взрослых «объектов». Ученые констатировали, что до четырех лет почти все дети обладают гениальными, но разнонаправленными способностями, определенными Гарднером как множественные границы интеллекта. Гарднер рассматривал пространственное видение, кинетику, музыку, межличностное общение, математику, самоанализ и лингвистику. К 20 годам количество детей, имеющих гениальные способности, падает до 10%, а среди тех, кто старше 20 лет, уровень гениальности в названных сферах составляет всего 2%.
«Все задаются вопросом, куда же деваются эти способности? Никуда. Они подавляются голосом здравого смысла, — говорит Рей. Вот почему мы пытаемся создавать ситуации, помогающие людям побороть своего „внутреннего цензора» и достичь тех глубин, на которых залегает их творческий потенциал. Рей верит, что человек в состоянии сделать творчество неотъемлемой частью жизни, нужно только «уделять ему больше внимания» и развивать в себе способность пресекать сомнения — «это глупая идея», «это невозможно», — мешающие творческим прорывам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>